Мухтар Ильясов, учредитель и директор по развитию ТОО "Күнделік", рассказал порталу "InformБЮРО" о соучредителях компании из России
27 ақпан 2017

Глава компании-оператора единой системы цифровых журналов и дневников ТОО "Күнделік" Мухтар Ильясов прокомментировал скандал вокруг kundelik.kz.

Ресурс kundelik.kz сегодня посещают ежедневно 90 тысяч человек. Работа одноимённой системы с сентября 2016 года вызывает множество вопросов. Особенно жаркие споры и нарекания вызвало решение министерства образования и науки выбрать в качестве партнёра пилотного внедрения отечественную IT-компанию – ТОО "Күнделік". В её адрес сегодня звучат различного рода обвинения в лоббировании своих интересов. На вопросы informburo.kz в эксклюзивном интервью согласился ответить Мухтар Ильясов, учредитель компании, директор по развитию ТОО "Күнделік".

- Мухтар Максутович, очень много разговоров велось вокруг темы участия российской компании в реализации проекта национальной системы электронных журналов и дневников. Что на самом деле связывает вашу компанию с коллегами из проекта "Дневник.ру"?

- Это не секрет. Любую информацию о нашей компании можно найти в открытом доступе через egov.kz, вбив туда номер БИН. Портал выдаст справку, что это юридическое лицо Республики Казахстан, где учредителями являются граждане Казахстана как физические лица, так и юридическое лицо (ТОО "Innovation Process Group". – Авт.). Мажоритарием всего этого предприятия является казахстанская сторона. Также соучредителем ТОО "Күнделік" являются наши партнёры из Российской Федерации – проект "Дневник.ру". Об этом мы говорим открыто с самого начала.

Потому что проект, который называется "Күнделік", строится на базе государственно-частного партнёрства, где частные партнёры привлекли как казахстанских инвесторов, так и международных. Да, я подтверждаю, что наши партнёры из России, а компания "Дневник.ру" является нашим учредителем. При этом они держат, скажем так, миноритарный пакет акций.

- То есть небольшая доля у коллег из России?

- Она довольно большая, но контрольный пакет за Казахстаном.

- Для стороннего наблюдателя внешний вид, интерфейс ресурсов dnevnik.ru и kundelik.kz очень похожи. Кто-то считает, что это просто франшиза, переделка. Может вам несколько поменять дизайн?

- Хороший вопрос. Бэкграунд у компании Innovation Process Group – это именно специализация в IT-проектах. Мы работаем на рынке с 2009 года, у нас достаточно серьёзный опыт в разработке программного обеспечения крупных программных систем: для банков второго уровня делали проекты, для государства, мобильные приложения и так далее. Почему, когда мы начинали вопрос создания, локализации IT-платформы для Казахстана, мы взяли лучшую практику наших коллег из России? Потому что наши партнёры там достаточно успешно работают более 7 лет. У них много наград, они отмечены за достижения, являются участниками "Сколково". К сведению, на территории Российской Федерации существует около 65 тысяч школ. В 35 тысячах из них представлена платформа dnevnik.ru. То есть наши партнёры достаточно долго работают на этом рынке профессионально. Когда ребята делали у себя проект в России, они, естественно, учитывали, чтобы визуализация была максимально удобной для пользователя.

- То есть речь идёт об апробированной технологии?

- Естественно. Поэтому, когда делали продукт для Казахстана, мы взяли лучшую практику. Зачем, грубо говоря, выдумывать велосипед, если он прекрасно показал себя в работе, и опыт экспертизы у соседей хороший. Не секрет, что мы все в недалёком прошлом вышли из Советского Союза. Система образования многих стран СНГ до сих пор на 90% строится на базе советской системы образования. Мы учились, и многие до сих пор так учатся. Рассматривался опыт международных компаний, но мы понимаем, что менталитет, образование, подготовка кадров в школах и так далее, – всё это базируется на старой советской школе. Она во многом схожа – что в России, что в Казахстане. Естественно, когда мы внедряли, делали локализацию в Казахстане IT-платформы, то пришлось создать продукт на казахском, русском и английском языках. И я вам так скажу: русский язык в России и русский язык в Казахстане отличаются. У нас не используются некоторые термины: слово "муниципалитет", к примеру – вместо него используется слово "акимат", допустим. Во-вторых, мы сделали эту систему под ГОСТы и стандарты именно казахстанского образования. У нас есть определённые предметы, которых нет в России. Третье – мы сделали интеграцию с единым национальным тестированием. Тоже достаточно серьёзная огромная работа была проведена. Количество предметов, уроки и расписание, классификация учителей по категориям, интеграция с системой Назарбаев интеллектуальных школ. В этом году внедряется новое критериально-суммативное оценивание, которое отличается от старой пятибалльной системы. Это мы тоже сделали, и оно реализовано именно для первых классов. Потому что, согласно программе, такое оценивание должно быть доступно только для первых классов в этом учебном году. Мы её уже внедрили в системе электронных дневников.

- Вы привели конкретные примеры отличий, доработок, но если упростить и посчитать несколько проще, то на сколько процентов kundelik.kz переработан по сравнению с "материнской" платформой из России?

- Можно сказать, грубо говоря, что на 50% ресурс был переработан, сделано даже больше, чем взято в исходном продукте. Сама система сегодня находится на серверах американских производителей Hewlett-Packard и Dell. Так сложилось, что Казахстан не производит серверы. Система находится на операционных системах виртуализации Vmware, это тоже американский продукт. Всем известная операционная системы Windows Server 2012 – также из США. Написано всё на языке программирования Microsoft.NET. Да, написана российскими специалистами. А вот локализация, переработка под Казахстан сделаны местными разработчиками. Постановщиком задач выступало Министерство образования и науки. Это достаточно серьёзный консорциум получился. Таким образом, мы сделали казахстанский продукт, находящийся на территории нашей страны.

- ТОО "Күнделік" сейчас обвиняют в том, что оно удивительным образом оказалось в нужном месте в нужное время. И складывается всё очень неплохо для компании в целом.

- Ещё с декабря 2015 года по март 2016 года мы вели переговоры с российским инвестором: по технологическому решению и выбору IT-платформы. Мы разговаривали с коллегами из Санкт-Петербурга и так далее. За это время создали совместное предприятие в лице ТОО "Күнделік" и вложили инвестиции.

- То есть, Мухтар Максутович, это происходило до начала каких-либо переговоров с Министерством образования и науки? Получается, вы почувствовали, что возможен какой-то интерес к системе электронных дневников в будущем со стороны профильного ведомства?

- Да, мы это почувствовали. Во-первых, мы видим, что необходимы достаточно серьёзные реформы в отечественном образовании у нас в стране. Понимаем, что очень важно перейти сейчас на новый уровень цифровизации – весь мир переходит с бумаги на "цифру". Мы хотим сделать некое цифровое равенство сельских школ и городских, поднять уровень компетенции учителей, родителей, учащихся. Чтобы они были более грамотными в части образования и электронного документооборота. Если мы хотим быть в числе 50 развитых стран, то нужно это подтверждать каким-то делами.

- Сегодня государство из-за пилотного внедрения системы электронных дневников и журналов решило улучшить среднюю скорость интернета в казахстанских школах, заменить старые компьютеры на новую технику. Вас это радует?

- Смотрите, у нас как у людей из бизнеса есть свой независимый взгляд... Когда мы делали тестовое внедрения в 13 областях, за свои деньги приезжали в каждую область, собирали учителей, проводили обучение, то увидели, какие проблемы на местах: слабая оснащённость компьютерами, не везде есть широкополосный интернет, в некоторых регионах слабая цифровая грамотность именно в использовании новых технологий. Гладко переход с бумаги на “цифру” не произойдёт. Определённое время будет идти двойная работа.

- Вы стучали кулаком по столу и требовали решения именно технических проблем в процессе тестирования системы "Күнделік"?

- Мы встречались с представителями "Казахтелекома", который отвечает за интернет в школах, мы встречались с работниками акиматов, с представителями МОН РК. Благодаря этим встречам цены на широкополосный интернет для школ упали почти в 2 раза. То есть стали ниже, чем до внедрения электронных дневников и журналов. Потому что если не будет интернета на местах, то о какой системе "Күнделік" может идти речь? Мы понимаем, что будущее нашей страны за образованием. Соответственно, есть масса вопросов, которые нужно решить в части цифровизации, на уровне инфраструктуры, интернета и вообще цифрового образования. Вот за него мы и бьёмся. За компьютеризацию и интернет, наверное, должно отвечать государство.

- Особенно подчёркивалось, что государство на систему "Күнделік" не тратит ни копейки и все расходы пока несёт только ваша компания. Сколько на сегодняшний момент было потрачено средств?

- Скажем так: ТОО "Күнделік" на разработку, на внедрение потратила больше нескольких сотен тысяч долларов. Это деньги наших инвесторов, то есть наши собственные средства. Если говорить о государстве, то оно при внедрении, апробации этой системы не потратило ни копейки. Это можно проверить официальными запросами в комитет по госдоходам, счётный комитет и так далее. Государство не потратило ни копейки! Мы изначально это указали, ещё в концепции проекта. Мы рассчитываем на долгосрочный контракт, на сотрудничество на долгие годы. Мы же должны вернуть затраченные инвестиции.

- Возвращать будете за счёт, к примеру, размещения рекламы в системе "Күнделік"? Аудитория в размере 2,5 миллиона человек очень неплохая для этого возможность, вы так не считаете?

- Да, это очень хорошая аудитория, которая посещает ресурс постоянно. Уже были заключены 3-4 хороших контракта. Мы прорекламировали канцелярские товары одного из мировых производителей. Мы прорекламировали на зимних каникулах детские мультфильмы, курсы робототехники. Это иллюстрация того, как мы работаем в этом направлении. То есть эта реклама категории 6+ так или иначе будет связана либо с образованием, либо с развитием детей. Особо хочу подчеркнуть, что мы не передаём никаких персональных данных третьим лицам. Мы приносим такую целевую группу для бизнеса, за это они и готовы платить деньги. Естественно, нам это выгодно.

- Прокомментируете, пожалуйста, Мухтар Максутович, спорную ситуацию с ТОО "ЦИТ "Өрлеу": сейчас компания из Караганды пытается оспорить законность прямых переговоров Министерства образования именно с ТОО "Күнделік".

- Вся шумиха в СМИ, связанная с этой компанией – наверное, это некая нервозность ребят в том, что они упустили некий момент. Их компания на рынке с 2009 года, у них было 7 лет – что мешало их ресурсу bilimal.kz развиться до 4 тысяч школ? Это раз. Когда мы подавали свой проект, 26 июня, была предоставлена официально концепция проекта государственно-частного партнёрства. Это такой серьёзный талмуд, документ на 248 страницах, который мы писали, простите, полгода. В нём есть финансовая часть, техническая, экономическое обоснование, маркетинговый анализ. Там есть бизнес-план от 3 до 32 лет, мы расписали – таковы требования. Точно также коллеги из Караганды должны были представить весь карт-бланш со своей стороны, альтернативу. Кто им мешал? При всём уважении к ним, если они за 7 лет выросли там только до 270-300 школ (где работает bilimal.kz. – Авт.), наверное, это говорит о каких-то ограничениях именно в части разработки программного обеспечения. Это моё предположение, но я в области IT-технологий не первый год, и я сам по образованию программист, и внедрял достаточно серьёзные системы. Я знаю отрасль, понимаю, что называется "сделано на коленке", грубо говоря, и что такое промышленное внедрение. Написать продукт – это одно, а иметь ответственность его внедрять, технически его поддерживать – это больше, это 70-80% всей работы. А можно просто написать, продать и забыть через 2 года. А мы говорим о долгосрочном сотрудничестве, готовы дорабатывать, улучшать, выслушивать комментарии.

- А как вы реагируете на обвинения в лоббировании: мол, что-то всё очень гладко у ТОО "Күнделік" происходит: прямые переговоры, отсутствие альтернативы и так далее?

- Скажем так, если бы было лоббирование, то мы, наверное, не ходили бы полтора года по ведомствам и не проходили бы через эту очень не быструю процедуру государственно-частного партнёрства. Ведь пройти через жернова государственных органов – это очень многого стоит. Господи, о каком лоббировании может идти речь, если государственный орган открыто объявил о конкурсе? Открыто сообщил, что на всём рынке всего было 2 заявки: первоначально – от нас, от компании "Күнделік" , которая инициировала проект ГЧП, и от компании ТОО "ЦИТ "Өрлеу" из Караганды. Мог быть конкурс или прямые переговоры. Конкурс в итоге не состоялся... Но не мы же виноваты, что карагандинцы что-то там недоработали! Если было бы лоббирование, то у нас всё было бы гладко. Но практика показывает, что это очень болезненный процесс, очень жёсткие переговоры идут. Но благо, что идёт диалог.

Почему мы говорим об охвате в 13 областей, городах Астана и Алматы, где работает в тестовом режиме единая система электронных дневников и журналов "Күнделік"? Не охваченной осталась Карагандинская область. Почему? Мы приехали туда, поняли, что школы работают в проекте bilimal.kz. И если они так работают, то зачем ещё нагружать учителя новой системой "Күнделік"? Эта система же должна быть во благо пользователя. Человек работает в системе ресурса bilimal.kz, всем доволен – хорошо, продолжайте дальше. Мы соблюдаем паритет. Мы не льём грязь на конкурентов. Мы делаем свой бизнес, они делают свой. Если бы везде был полный негатив, то мы бы не добились бы таких результатов роста и пользования системой. Ведь ежедневно в системе работают более 90 тысяч пользователей. В единицу времени в 1 секунду работает до 3,5 тысяч пользователей. Это официальная статистика.

Полный материал можно найти на сайте портала по ссылке https://informburo.kz/interview/da-podtverzhdayu-rossiyskiy-dnevnikru-yavlyaetsya-nashim-uchreditelem-vladelec-kundelikkz.html. Текст публикуется с согласия портала "InformБЮРО".